История с горами. Часть Первая

957
Беверли Джонсон и Сибил Хектель на вершине Эль-Капитана. Фото: Dan Asay/архив Hechtel, Rei.com

Мы делаем проект о женщинах и горах. Так что собрать воедино историю их взаимоотношений – наша обязанность. Эту ответственную задачу взяла на себя Анна Александронец. Материал получился в двух частях, так что не уходите далеко от голубых экранов!

 

Часть 1. «Голоса за женщин»

Текст: Анна Александронец

Я занимаюсь альпинизмом уже 7 лет, но если ещё недавно меня спросили бы, кого из известных альпинисток или скалолазок я могу назвать, я бы вспомнила  Линн Хилл, Сашу Диджулиан и Ашиму Шираиши. Ах, да! Ещё мозг рисует чёрно-белые фотографии, где дамы в длинных и многослойных платьях штурмуют горы.

Как-то маловато… Решив восполнить пробел в своих знаниях, я подумала, что стоит поделиться результатами своих изысканий с вами.

После ее собственного успешного восхождения, Мари Паради поставила перед собой задачу помочь другим людям, которые рискнут взобраться на гору в ближайшие годы. Фото Getty/https://heavy.com

Когда женщина впервые поднялась на гору?

История женского альпинизма стартует с 1799 года, когда загадочная мисс Парминтер (miss Parminter) поднялась на Ле-Буэ (Альпы, 3000 м). Вскоре (1808 г.) 18-летняя француженка Мари Паради (Marie Paradis) взошла на Монблан.

Анриетта д’Анжевиль. Фото: http://viestoriche.net

Спустя 30 лет после подвига Паради французская аристократка Анриетта д’Анжевиль (Henriette D’Angeville) в сопровождении большой группы поддержки (6 носильщиков и 6 гидов) также поднялась на Монблан. Анриетта в честь победы выпустила голубя и открыла шампанское. Считается, что д’Анжевиль стала первой женщиной, которая своими силами достигла высочайшей точки Европы. В то время как, по признаниям самой Мари Паради, на завершающем отрезке пути ей значительно помогли её сопровождающие (её гидом был Жак Бальма), насколько она лишилась сил.

Это Мириам О’Брайен ввела словосочетание “manless climbing” («лазание без мужчин»), закрепив его в 1929 году, когда вместе с напарницей Алис Дамесме совершила чисто женское восхождение на Эгюий-дю-Грепон.

В 1871 году Маттерхорн покорился силе и выносливости Люси Уокер (Lucy Walker). Люси опасалась, что её американская соперница Мета Бревут (Meta Brevoort), которая, по слухам, собиралась приехать в Европу с экспедицией и взойти на Маттерхорн, сможет нарушить её план.

Мета Бревут. Фото: https://chamonixallyear.com

Мета Бревут стала первой известной женщиной, которая поняла, что по горам лазать в брюках намного удобнее, и совершила революцию в альпинистской моде, отказавшись от неудобных юбок и платьев.

В 1907 году появился Женский горный клуб (the Ladies Alpine Club) как вызов элитарному мужскому клубу, куда, конечно же, спортсменки попасть не могли.

 

Женщины vs мужчины. Борьба за права разворачивается и в горах

В 1800-х годах, пока мужчины исследовали скалолазные районы Саксонии и Доломит, женщины боролись за свои права. В итоге политика переплелась с альпинизмом… В 1906 году в возрасте 47 лет Фанни Баллок Уоркмен (Fanny Bullock Workman) установила мировой рекорд по высоте женского восхождения (почти 7000 м), достигнув вершины Пинакл в Кашмире. В ходе экспедиции она сделала важную для женщин, боровшихся за свои права, фотографию: Фанни держала плакат «Голоса за женщин», находясь на высоте среди льда и холода.

Фанни Баллок Уоркмэн. Фото: http://www.newenglandhistoricalsociety.com

Энни Пек (Annie Peck) в 1911 году поднялась на перуанскую гору Коропуна (6425 м), установив там флаг «Голос женщин». На тот момент этой смелой женщине было 58 лет! Именно Энни Пек первой придумала анорак, прототипом которого стал «эскимосский костюм» из Музея естественной истории.

Мириам О’Брайен Андерхилл. Фото: www.rejectedprincesses.com

В середине 1920-х Мириам О’Брайен Андерхилл (Miriam O’Brien Underhill) прошла траверс пяти четырёхтысячников от Эгюий-дю-Дьябль до Монблан-дю-Такюль. Это Мириам О’Брайен ввела словосочетание “manless climbing” («лазание без мужчин»), закрепив его в 1929 году, когда вместе с напарницей Алис Дамесме (Alice Damesme) совершила чисто женское восхождение на Эгюий-дю-Грепон. Когда общественность узнала об этом достижении женской связки, французский альпинист Этьен Брюль (Étienne Bruhl) едко прокомментировал произошедшее: «Грепон исчез. Теперь, когда на него поднялись даже две женщины, ни один уважающий себя мужчина не сможет повторить восхождение. Очень жаль, потому что раньше это был очень хороший маршрут». (История знает и другие случаи, когда маршрут, пройденный женщиной, терял свою привлекательность для альпинистов-мужчин. – Прим. ред.)

Маргарет Смит-Крейгхед. Фото: Craighead Family Archive/Climbing.com

По реакции Брюля можно понять, как относились к смелости альпинисток в те времена… Например, в Америке Маргарет Смит-Крейгхед (Margaret Smith Craighead), Маргарет Беделл (Margaret Bedell), Энн Шарплз (Ann Sharples) и Мэри Уиттмор (Mary Whittemore) в 1939 году, опасаясь насмешек, проснулись раньше других альпинистов в лагере и совершили первое женское восхождение на Owen-Spalding (II 5.4) на Гранд-Тетон. После этого газета The Salt Lake City Tribune сообщила: «Ещё одно успешное вторжение слабого пола в спорт».

Жюль Эйкхорн и Мардж Фаркухар в её доме, август 1989 года. Фото: http://sportdocbox.com

Но критика только укрепляла желание женщин ходить в горы! Мардж Фаркухар (Marj Farquhar) тому яркий пример. Фаркухар, активная участница Sierra Club, принадлежала к небольшой группе альпинистов, изучавших современные техники лазания у Роберта Андерхилла (Robert Underhill), который привозил технические новинки из Европы. Мардж и её муж Фрэнсис (Francis Farquhar) были ведущими активистами по охране окружающей среды в середине 1900-х годов, оставаясь при этом в эпицентре событий в Йосемити. «Если бы люди были горами, – писал Николас Б. Клинч в своей статье, опубликованной в American Alpine Journal в 2000 году, – Мардж Фаркухар была бы Лхоцзе… сильной, впечатляющей и возвышающейся над большинством других гор».

1947 год – дата основания Альпийского клуба Стэнфорда, который начал свою деятельность, приветствуя альпинисток и поддерживая manless climbing.

Когда общественность узнала о достижении Мириам О’Брайен и Алис Дамесме, французский альпинист Этьен Брюль едко прокомментировал произошедшее: «Грепон исчез. Теперь, когда на него поднялись даже две женщины, ни один уважающий себя мужчина не сможет повторить восхождение. Очень жаль, потому что раньше это был очень хороший маршрут».

В 1960-е годы вышла книга Бетти Фридан (Betty Friedan) «Женская мистика» (“The Feminine Mystique”), которая вдохновила тысячи женщин выйти за рамки роли домохозяйки. До выхода книги женщины тратили 55 часов в неделю на работу по дому и воспитание детей, и менее 10% всех врачей, юристов и инженеров составляли женщины. Дамы, которые занимались скалолазанием, были редкостью и словно бельмо на глазу для общества, ведь они отвергали культурные и общественные нормы.

 

Женский бум! Скалолазки на бигволе

1960-е годы вошли в историю Йосемити как «золотая эра», когда спортсмены стремились освоить большие стены и пролезть как можно более сложные маршруты. В 1967 году Лиз Роббинс (Liz Robbins) вместе со своим мужем Ройалом (Royal Robbins) совершили восхождение по северо-западному склону Хаф-Доума. Лиз стала первой женщиной на бигволе, которая справилась с лазанием категории VI. Лиз и Ройал предприняли попытку в 1967 году подняться на Эль-Капитан по маршруту «Нос», но пара сошла с маршрута из-за жары и недостатка воды.

Лиз Роббинс. Фото: www.royalrobbins.com

В 1970 году Йоханна Марте (Johanna Marte) стала первой женщиной, которая одолела Эль-Капитан. Йоханна в качестве второго в связке работала в команде лидеров – Ройала Роббинса и Эгона Марте (Egon Marte) – на маршруте “In Cold Blood” (V 5.11b A3).

«Если бы люди были горами, – писал Николас Б. Клинч в своей статье, опубликованной в American Alpine Journal в 2000 году, – Мардж Фаркухар была бы Лхоцзе… сильной, впечатляющей и возвышающейся над большинством других гор».

В 1972 году в Америке был принят Раздел IX – это федеральный закон о гражданских правах, принятый в рамках поправок к образованию. Закон уравнял права женщин и мужчин заниматься тем, чем они хотят, и получать то образование, которое им по душе.

Эта дата почти совпала с поворотным моментом в истории женского альпинизма и скалолазания – восхождение на Эль-Капитан по маршруту “Triple Direct” (VI 5.13b А2-) в 1973 г. женской связкой: Беверли Джонсон (Beverly Johnson) и Сибил Хектель (Sibylle Hechtel). Пока дамы сражались с баулами, весившими больше, чем они сами, и гранитной стеной, внизу альпинисты устроили тотализатор: успешной ли будет попытка восхождения?

Вскоре после этого грандиозного мероприятия Беверли в одиночку поднялась всё на тот же Эль-Капитан, но по маршруту “Dihedral Wall” (VI 5.9 A3). В то же время Элли Хокинс (Ellie Hawkins) в одиночку справилась с “Never, Never Land” (VI 5.9 A3+) на том же Эль-Капитане. Элли оставила свой след в истории скалолазания и альпинизма: теперь в местном гайдбуке можно найти её маршрут “Dyslexia” (на Риббон Фолс) (VI 5.10d A4), названный так в честь болезни, с которой она боролась всю жизнь.

Пока в Америке женщины боролись за Эль-Капитан, в СССР Людмила Аграновская первой из женщин поднялась на высшую точку Союза – пик Коммунизма и стала «снежным барсом».

Людмила Аграновская. Фото: Ria.ru

А что в СССР? Невероятные восхождения и громкая трагедия

Пока в Америке женщины боролись за Эль-Капитан, в СССР Людмила Аграновская первой из женщин поднялась на высшую точку Союза – пик Коммунизма (1970 г.), а также первой из женщин страны была награждена знаком «Покоритель высочайших гор СССР» и стала «снежным барсом» (знак № 16). К слову, по данным на сентябрь 2019 г., «снежного барса» выполнили всего 673 альпиниста, в том числе 30 женщин.

Эльвира Насонова. Фото: http://ncrim.ru

Эльвира Насонова остаётся единственной альпинисткой, которая трижды стала «снежным барсом» (1973 г., 1988 г. – восстановившись после тяжёлой травмы, 1991 г.). Эта успешная альпинистка по общему числу восхождений высших категорий семикратно выполнила нормативы мастера спорта СССР!

В 1973 году женская команда под руководством Эльвиры Шатаевой совершила траверс легендарной Ушбы. Эльвира Шатаева – звезда женского альпинизма, которая, к сожалению, погасла во время несчастного случая на спуске с пика Ленина. Эта советская спортсменка ходила в горы в женских командах. Шатаева была в составе первой женской группы (Галина Рожальская, Ильсияр Мухамедова, Антонина Сон), взошедшей на пик Корженевской (7105 м) в 1972 г. Все девушки получили медаль «За выдающееся спортивное достижение».

Ильсияр Мухамедова, Любовь Морозова, Галина Белобородова, Эльвира Шатаева, Агнесса Клокова. Фото: http://www.alpklubspb.ru

Трагедия 1974 г. на пике Ленина разделила женский альпинизм в СССР на до и после. Группа из восьми женщин – Ильсияр Мухамедова, Валентина Фатеева, Нина Васильева, Ирина Любимцева, Татьяна Бардашева, Людмила Манжарова, Галина Переходюк и Эльвира Шатаева – не пережила снежную бурю на склоне семитысячника.

Понадобилось 14 лет, чтобы женские восхождения были восстановлены в правах… и то, на тот момент, не полностью. Термин «женский альпинизм» исторически сложился в СССР в результате введения запретов на восхождения на гору женским составом. Более того, долгое время в советском альпинизме было не просто запрещено выходить на восхождение женской командой или двойкой, но и по официальным «Правилам горовосхождений» в составе спортивной группы не должно было быть более двух женщин.

Трагедия 1974 г. на пике Ленина разделила женский альпинизм в СССР на до и после.

А что же в новейшей истории?

В продолжении повествования читайте о том, как наконец женщины получают должное внимание и избавляются от критики и порицания!

Часть Вторая