Как пройти на Охос-дель-Саладо

333

Наталья Зенина любит путешествия. И чем дальше нужно ехать, тем интереснее. На этот раз её путь лежал на склоны вулкана. Итак, перед вами южноамериканское приключение… и немного французской драмы!

Текст: Наталья Зенина
Фото: Архив автора

 

 

Вселенная всегда помогает нам осуществить наши мечты,
какими бы дурацкими они ни были.
Ибо это наши мечты, и только нам известно,
чего стоило вымечтать их.

― Пауло Коэльо

 

Про страну, где на юге вечные льды, а на севере люди изнывают от жары, или как пройти на Охос-дель-Саладо. Путевые заметки непутёвого путешественника.

Побывать в Южной Америке было моим давним желанием, поэтому на предложение друзей поехать в Чили я согласилась практически сразу. Так случилась моя первая поездка за океан! План мероприятия был простым: попытаться подняться на самый высокий действующий вулкан в мире – Охос-дель-Саладо – и краем глаза посмотреть на побережье океана. Второй пункт плана зависел от сроков восхождения, ведь моя поездка была очень ограничена во времени – две недели на всё.

Рассказывать про Чили можно бесконечно! Cтрана по-своему уникальная. На её территории расположена Атакама, самая сухая пустыня в мире, а на юге находится легендарная Патагония. Чили вытянулась на тысячи километров вдоль южноамериканского континента, а в ширину достигает только 177 км.

Название вулкана Охос-дель-Саладо, который имеет высоту 6893 м, в переводе с местного звучит как «Солёные глаза». Он расположен на границе Чили c Аргентиной, в самом сердце Анд, имеет 38 кратеров и показывает небольшую активность – «курит». Предположительно, последнее извержение произошло около 1000–1500 лет назад, а в 1993-м году он выбросил небольшой столб пепла.

Немного о самих сборах. Восхождение на вулкан с технической стороны особых трудностей не представляет, поэтому из снаряжения брала кошки и треккинговые палки. С одеждой и обувью было сложнее. Так как высота вулкана внушительная, решила брать «высотный комплект». За исключением ботинок – взяла одинарные, для восхождений до 6000 м.

Еще одна значительная особенность этого путешествия состояла в том, что передвигались мы  исключительно на машине, а значит, вещей можно было брать столько, сколько хочешь. Вернее, столько, сколько возможно провести в багажном отсеке самолета. Никакого ограничения по маечкам, количеству пар кроссовок и прочей мелочёвки – мечта!

 

Перелёт

Мое путешествие началось в Париже. Времени между рейсами было достаточно для того, чтобы выбраться в город, посетить музей Оранжери с незабываемыми водяными лилиями Клода Моне, прогуляться по набережным Сены и напоследок заглянуть в Нотр-Дам.

Перелет на другой континент прошел благополучно. Багаж долетел. Кто немного в курсе моих путешествий, понимает, что это большая удача! Ребята уже ждут в аэропорту. Они прилетели на 10 дней раньше меня и успели сходить трек в Патагонии.

Осталась мелочь – встретиться.

Выхожу – никого.  В ожидании проходит минут 20. Выяснилось, что всё как обычно: я у одного выхода, а Илья с Игорем ждут меня «на красной дорожке» у другого. Грозились взять первую встречную, но не успели, я нашлась.

Наконец, все участники в сборе. Пара часов в аэропорту Сантьяго – и мы летим в «столицу» пустыни Атакама, город Копьяпо. Он расположен в небольшом оазисе. Тут же, в аэропорту, берем машину – без нее путешествие просто невозможно. Кстати, пробег был огромный, но она ни разу нас не подвела!

Доезжаем до города, быстро размещаемся в гостинице. В планах закупка продуктов на период восхождения на вулкан.

В супермаркете все как у нас, товары на первый взгляд, практически, те же (вот что значит всеобщая глобализация). Но есть и такие, которых у нас не встретишь. Очень рекомендую джем из ежевики без добавления сахара – вкуснятина! В пустыне воды нет, поэтому вместе с продуктами, закупаем бутыли с питьевой водой из расчёта 6 литров на день для четырёх человек. Вроде ничего не набирали, но три тележки получились полными.

 

Акклиматизация

Утром в путь! Загружаем наш довольно внушительный багаж в красный Nissan и начинаем движение в направлении чилийской границы. Поражает пейзаж, очень непривычный для глаз: кругом выжженные солнцем песчаные холмы, а на линии горизонта вершины со снежными шапками. Это уже шеститысячники, их великое множество! Пункт нашего назначения в первый день – лагуна Роса, высота 3800 м. Она находится в национальном парке, в озере купаться запрещено, да и особого желания не возникает. Название месту дали не из-за цвета воды, как можно было бы подумать, а из-за розовых фламинго. Эти птицы живут здесь колониями.

Подъезжаем к озеру, разбиваем лагерь. Совершаем небольшую обзорную экскурсию. Погода тёплая, но из-за ветра не жарко. Ночью, когда выходила из палатки, была восхищена увиденным небосклоном!!! Столько ярких, до этого ни разу не виданных звезд! Фантастика!

На следующий день совершаем мини-восхождение на ближайшую вершину – Семь братьев. Набираем по высоте около 900 м, доходим до перемычки. Подъём скучный, солнце жарит беспощадно, наверху немного задувает ветер, панорама однообразная – лишь выжженные солончаки кругом. Благополучно спускаемся, обедаем  и переезжаем в новое место, которое и будет нашим базовым лагерем на время восхождения на Охос, – в лагуну Верде, 4300 м (Зеленое озеро).

Стоянка прямо около озера, вид прекрасный, цвет воды в озере лазурный, на горизонте снова горы с белоснежными вершинами. И на этот раз купаться разрешено. Недалеко от берега находится несколько минеральных источников, а в местах, где они вытекают из камней, выложены две небольшие ванны. На выходные дни в это место приезжает много местных жителей из округи, чтобы подлечиться. Не знаю, каков химический состав воды в озере, но концентрация соли в ней громадная. Если намочить одежду, то после высыхания она будет буквально стоять.

Утром вновь идём на акклиматизационный выход: поднимаемся по склону горы  Мулас Муертас, набираем около километра высоты. Встречаем там гнёзда, но в них живут не птицы, а викуньи, один из видов альпаки.

Возвращаемся на базу и после обеда снова в путь.

Переезжаем в лагерь Атакама, это уже 5260 м. По дороге наблюдаем огромное поле кальгаспоров. Вид незабываемый!  Они здесь невысокие, но масштаб впечатляет.

Разбиваем лагерь c хорошим видом на вершину Охос-дель-Саладо. На стоянке стоят два вагончика-контейнера: один для спасателей, в нём находиться запрещено; второй – для всех восходителей и используется как кухня.

Пока всё идёт по плану, на следующее утро сразу после завтрака поднимаемся в лагерь Техос, 5800 м. Путь простой, набор плавный, без резких подъёмов и спусков. На наше счастье в вагончике, который там стоит вместо хижины, никого не было. Ночуем и на утро спускаемся в лагерь Атакама.

Акклиматизация успешно завершена! Возвращаемся в лагуну Верде, там отдыхаем весь следующий день. На более долгий отдых терпения не хватило, поэтому вечером того же дня решаем ехать на восхождение.

Восхождение

Часам к восьми вечера приезжаем в лагерь Атакама, в этот раз здесь многолюдно. Узнаём, что вагончик на стоянке Техос занят, то есть спальных мест там нет, а ставить палатку на 5800 м мы не захотели.

Решили подниматься с 5300 м.

Вышли часов в 10 вечера, закат был потрясающий, цвет неба завораживающий розово-фиолетовый. Не спеша пошли на 5800 м. Когда поднялись к хижине, сделали в ней остановку часа на четыре, попили чаю и подремали на лавках в столовой.

Там на столе лежала пачка листьев коки, в аннотации к ней было написано, что их употребление облегчает симптомы горной болезни. Мы не рискнули проводить эксперимент.

Ближе к рассвету продолжили восхождение, как выяснится позже, не стой стороны горы.

Маршрут несложный, подъём по снежному склону, идёшь себе и идёшь. Главные помехи при восхождении здесь – сильный ветер и мороз, ну и недостаток акклиматизации. Так спокойным темпом подошли к кратеру вулкана – он огромный! Тут произошёл первый «сюрприз». Один из участников, Андрей, который бодро шагал впереди всей команды, внезапно остановился и сказал, что заболел и ему нужно срочно идти вниз… Оставшиеся не успели даже удивиться, как он скрылся за поворотом. Нас осталось трое – я, Игорь и Илья.

Весь путь траверса вдоль кратера до кулуара пришлось тропить, снега было по пояс. Когда добрались до начала кулуара, снега стало меньше, зато ветер задувал как в аэродинамической трубе и не переставая. Прошли кулуар и оказались у скального выхода с гроздью верёвок разной степени изношенности. Cкалы простые, подниматься можно, но это высоко, и падать есть куда.

Вот и вершина! Дошли! Ура!

Ветер сильный, да и мороз тоже! Особого желания долго стоять на вершине не было. Несколько фото на память – и вниз.

Когда спустилась к началу кулуара, окончательно осознала, что весь путь от кулуара до вершины уже видела год назад в одном из снов. Довольно необычное ощущение.

На спуске взяли далеко влево, но вовремя свернули назад.

Спускались медленно, почему-то всем троим внизу мерещились промзона, дороги, постройки, но ведь там этого нет. Миражи… Илья уходит вперёд, мы с Игорем остаёмся позади. Я уже отчетливо вижу тропу, небольшие указатели со стрелками и окончательно убеждаюсь, что поднимались мы не стой стороны. Благополучно спустились в лагерь Техос, там нас встретил Андрей, напоил вкусным чаем и ушёл вниз. Мы, немного отдохнув, тоже продолжили спуск.

Дорога в тёмное время суток всегда отличается от того, что мы видим и ощущаем при дневном свете. Она кажется незнакомой. На протяжении всего пути нам мерещились какие-то указатели, а камни вдоль дороги чудились птицами.

Под занавес восхождения нас ждал ещё один подарок. Взошла луна, и показалось облачко в виде причудливой надписи. Оно начало трансформироваться, преобразилась в НЛО, затем в гигантскую шляпу и, наконец, в изысканную люстру! Не знаю, было ли это глюком, но мы двое это видели.

Часа через три приплелись в лагерь Атакама, я думала не дойдем. Единственным желанием было залезть в палатку и лечь, ни есть, ни пить уже не хотелось.

Утром проснулись, быстро собрались – и вниз, в Лагуну Верде. Там мы позавтракали,  приняли ванну в тёплых источниках и с ужасом увидели лица друг друга!

Они были красными, сильно обгоревшими, впору было надевать паранджу, чтобы не пугать окружающих. А самое неприятное, что они безумно болели. Не сильно расстроившись по этому поводу, отправились в город Копьяпо, заехав по пути на большое солевое озеро, где вместо воды слой белоснежной соли. Красиво и незабываемо!

В городе поселились в очень милой гостинице с уютным внутренним двориком, больше похожим на сад.

Произвольная программа

Поскольку основную часть программы мы закончили в рекордные сроки, то решили прокатиться до границы Боливии, посмотреть еще одно чудо света – долину гейзеров Эль-Татио. Все карты нам в руки – мы же на машине!

Первый день автопробега по панамериканскому шоссе завершился в городе Антофагаста, хотя изначально план был другим. День запомнился знакомством с тихоокеанским побережьем и шикарным обедом в маленьком рыбацком ресторанчике на берегу океана. Рыба и морепродукты свежайшие, только-только выловленные, поэтому вкус приготовленных блюд был превосходным! Немного не доезжая города обнаружили сюрприз в виде фантастической статуи «Рука пустыни». Она как мираж возвышается посреди безжизненной земли на 11 метров. Автор этой статуи хотел сказать, как беспомощны люди перед мощью песков….

На следующий день продолжаем наш путь в городок Сан-Педро, что находится на границе с Боливией и где начинается маршрут в долину гейзеров.

Когда до города оставалось километров тридцать, мы увидели уникальнейшее место на планете – Лунную долину. Пейзаж действительно неземной!

Бескрайние горы из песка, которые изредка чередуются слоями соли. Здесь проходили испытания луноходы и марсоходы. Анализ грунта этой долины показал схожесть его состава с образцом грунта с Марса! Вдоволь налюбовавшись лунным пейзажем, едем в Сан-Педро.

Сам городок весьма своеобразный. По указу местного самоуправления его центральную улицу запрещено мостить, а шуметь и зажигать свет нельзя после 11 вечера. Еще там живёт много собак, у каждой есть своё имя и статус «неприкосновенности».

Довольно забавно гулять по таким улицам: домики маленькие, глинобитные одно- и двухэтажные строения прячут внутри дорогие бутики и брендовые магазины, Patagonia и The North Face располагаются рядом с простыми сувенирными лавками. Вся инфраструктура города завязана на туризме, 99% жителей работают в этой сфере.

Мы приехали в Сан-Педро в обед, солнце беспощадно жарило. Стоит заметить, что цена за размещение тут была выше, чем в других местах наших остановок. После ужина, когда солнце уже клонилось к закату, на улице стало свежо и хорошо.

На завтра у нас был запланирован подъём в 4 утра, чтобы успеть в долину гейзеров к началу представления! Гейзеры, как написано в местных путеводителях, имеют наибольшую активность с 6 до 9 утра. Нам предстояло преодолеть девяносто километров от города до долины. Приехали задолго до рассвета, было очень холодно, ведь плато находится на высоте 4300 м. Хоть гейзеры и начинали потихоньку просыпаться, особого тепла от них не было. Посмотрев на них при помощи фонариков, вернулись к машине ждать рассвета и греться. С восходом солнца число желающих увидеть это чудо света росло в  геометрической прогрессии. Но долина огромная, гейзеров больше 80 штук, так что места хватило всем. Находившись и налюбовавшись этой достопримечательностью, мы двинулись в обратный путь.

К концу этого же дня мы вернулись в Копьяпо.

В голове был небольшой «сбой». Ведь у  нас конец зимы, а там конец лета: дети готовятся к новому учебному году, магазины пестрят вывесками «скоро в школу».

Весь следующий день посвятили океану. Нашли прекрасный пляж, искупались! Вода была скупа на тепло, как наше Балтийское море в нетёплое летнее время. Но, что интересно, подойти к воде оказалось непросто, – песок на пляже был раскалённый.

Путешествие близилось к завершению. Жаль! На следующий день нас уже ждал перелёт до Сантьяго.

Очарование Сантьяго

Заселились мы в небольшую, но уютную гостиницу в центре Сантьяго. Номера были со своей изюминкой — довольно потертой мебелью в духе 90-х. В ресторане  на верхнем этаже гостиницы нас встретил вышколенный официант. Сразу видно, что он давно в профессии.

Придя туда же на завтрак, я была растрогана видом официантки, которая обслуживала гостей утром. Полная противоположность вчерашнему типажу. Просто тетушка из мультфильма «Том и Джерри» – в таких же тапочках и с шаркающей походкой!

Друзья улетели совсем рано, а мой рейс был в обед. Так что сразу после завтрака я вышла в город осмотреть достопримечательности. Но так как был понедельник, музеи оказались закрыты. Ряд с сувенирными лавками просто не нашла. В итоге прогулялась по центральным улицам и скверам, зашла в Starbuсks, насладилась отличным вкусом кофе и вернулась в гостиницу, где меня уже поджидало такси, чтобы отвезти в аэропорт.

 

Ложка дёгтя в бочке с мёдом, «происки» фумарол

Моё повествование подходит к концу. Казалось бы, что может случиться?! На все рейсы зарегистрирована, в Париже время пересадки 7 часов, должна всё успеть. Но… неожиданный поворот событий всё же произошёл…

Самолёт из Сантьяго благополучно совершил посадку в Париже в аэропорту Шарль-де-Голль. Не было ничего проще, чем доехать сразу до нужного терминала и спокойно ждать там своего рейса. Однако я выбрала другую тактику и осталась в терминале первоначальном. Провела там часов пять, а когда до вылета оставалась часа два,  начала двигаться в сторону нужного терминала.

В этот довольно короткий временной промежуток я успела совершить столько бесполезных движений, что если бы кто-то взялся подсчитывать их, за свою бестолковость я наверняка попала бы в книгу рекордов Гиннесса.

Смогла отстоять очередь на досмотр в другой, не свой, терминал, оттуда была отправлена на автобус, села не в тот, он отвёз меня на другой конец аэропорта, затем, уже на правильном автобусе, добралась до своего терминала, прошла контроль, вышла из транзитного коридора и вновь отстояла очередь на досмотр.

Когда я прибежала к нужному выходу, регистрация закончилась минут пять назад, самолёт предательски стоял за окном, но меня туда уже не пускали… Работник на мой вопль, что мне туда, вежливо развел руками. В моих глазах были слёзы, гнев, обида и ужас. Пришлось покупать новый билет. Остался последний квест – найти свой баул. По правилам авиаперевозок если пассажир не летит, его багаж снимают с рейса.

Я поплелась к стойке выдачи багажа, но баула там не оказалось. Стою, не понимаю, что делать, как вдруг вижу служащего аэропорта, который с растерянным видом несёт мою сумку. Бросаюсь к нему, размахивая бумажной квитанцией на выдачу багажа, и он с радостью отдаёт сумку мне.

Ночь в аэропорту по соседству с бомжами – и наутро я в первых рядах регистрирующихся на рейс. Ура! Сижу в самолёте. Париж, до свидания!

До новых встреч, Чили!

Press for English

===

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
Facebook
ВКонтакте
Instagram